Публицистика

Сказано о Черкесах (часть третья)

Б. Барановский, польский историк
Черкесское военное искусство оказало большое влияние на польское. В августе 1561 года польский король Сигизмунд II Август зачислил в ряды шляхты – польского дворянства – значительную группу черкесских князей. В 1562 году в Краков прибыли 5 черкесских князей с отрядом в 300 человек. В Речи Посполитой из кавказских адыгов была создана особая группа войск – «Пятигорские хоругви». Эти войска прославились в войне поляков с турками-османами.

«В. Потто
«Черкес весь был поэтическое создание войны и вместе с тем творец ее. И если справедливо, что по достоинству оружия можно безошибочно судить о военном достоинстве народа, – то всего справедливее это было по отношению к черкесам, потому что все восточные наездники стояли ниже закубанских горцев в храбрости, насколько и в вооружении. Самому курду, так славному на Востоке удальством, черкес не доверил бы даже почистить свою винтовку или шашку»

«…народ в высшей степени трудолюбивый, честный, без мелких хищнических замашек, но в то же время грозно-воинственный, превосходно и вечно вооруженный».

Э. Спенсер
«… ни в одной стране мира с лошадью не обращаются лучше, чем здесь, нет другого народа, который понимал бы лучше, как управлять ею. Великий секрет, кажется, в доброте; ее никогда не бьют; следовательно, ее дух остается несломленным и привязанность к своему хозяину не ослабленной. Плавание, вместе со всеми партизанскими мероприятиями, в которых ей приходилось участвовать, является их достижением, и стечением времени лошадь становится такой же хитрой и искусной в уклонении бегством, как человек. Я часто видел ее лежащей у ног своего хозяина, когда в засаде, в совершенном покое… она без всякого сопротивления позволяет приспосабливать свою голову как опору для винтовки»

«Невозможно коротко дать представление о стремительности черкесской атаки, для самых храбрых европейских войск она должна быть абсолютно ужасной, поскольку осуществляется буквально с быстротой молнии… Чтобы дать вам представление об их отчаянной храбрости, скажу вам, что русские офицеры уверяли меня, что черкесский воин никогда не сдается в плен и сражается до тех пор, пока в нем останется хоть одна искра жизни, даже с толпой врагов… Из числа других превратностей войны, они весьма замечательны в преследовании; если их противник допустит малейший непорядок при отступлении, отряд этих партизан способен совершенно уничтожить целую армию».

Семен Броневский
«Они удержали за собою восточный берег Азовского моря до Дона, овладели Керчею в Крыму, делали частые набеги, как в сем полуострове, так и в других странах Европы. От них произошли сии шайки Козаков, в то время появившихся; они же основали в Египте славную династию Солтанов, под именем Боргитов или Черкасов, коих родоначальником был Султан Баркок»

Черкес «постоянно жаждал приключений, опасностей, отыскивал их всюду, где только рассчитывал натолкнуться на них. Он не любил засиживаться дома, в своем околотке. Дым родной сакли, жена, дети, родные – все это, по его понятиям, было создано нарочно для искушения его железного духа коварными обольщеньями, для того чтобы, чтобы опутать слабое сердце заманчивыми узами любви, нежности и ласки. Чувствуя всю опасность подобной обстановки для своей репутации, он избегал ее всеми силами, старался почаще отрываться от нее. Он сознавал себя больше человеком и мужем, когда изголовьем служило ему вместо мягкой подушки жесткое седло, постелью – бурка».

Петр Генри Брус (Великобритания):
— «Женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами… придают им очень красивый вид… Все это вместе взятое с их красивыми всегда открытыми лицами… их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делают их очень желанными; несмотря на все это они слывут очень целомудренными, хотя редко когда не имеют благоприятного случая…»

Ян Стрейс (Голландия, 60е гг):
— «У женщин, чему весьма удивляешься, белоснежная кожа и красивые, как бы накрашенные щеки, приветливые, красивые и милые лица, так что в них можно влюбиться. Они большей частью хорошо сложены. Их брови и волосы черные как уголь… Они ходят с непокрытыми лицами… Содержат себя в чистоте и порядке… Я видел много женщин, но нигде не видел таких приветливых, любезных и услужливых в отношении чужеземцев, как здесь. Некоторые из наших принялись играть и шутить с ними, а иногда и вступать с ними в более близкие отношения, что они охотно допускали, смеясь; но тот, кто хотел добиться большего, должен был отступить… »

«Черкешенки красивы и белотелы, и эта белизна смешана с таким прекрасным колоритом, что необходимо соединить лилию и розу для того, чтобы представлять красоту совершеннее; чело их высокое и гладкое; без помощи искусства брови их так тонки, что они походят на загнутую шелковую нить. Глаза большие, кроткие, но полные страсти, нос правильный, уста алые, рот маленький и смеющийся, подбородок такой, какой свойственен только абсолютной красоте, шея и горло отличаются белизной и дородностью, которых требуют знатоки совершенства, а на плечи, полные и белые, как снег, падают длинные и черные, как смоль, волосы, то распущенные, то заплетенные, но всегда красиво обрисовывающие овал лица… Стан их прекрасный, величественный, роскошный, и все манеры свободные, раскрепощенные».

Николай Витсен, 1692г.
«Как мужчины, так и женщины Черкесии приветливы, доброго нрава и целомудрены»

Жан-Шарль де Бесс,
венгерский историк, путешественник. (1799-1838 гг.)
«Предметом роскоши у черкесов считается прекрасное оружие, за которым они следят с величайшим тщением. Одежда у них легкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов».

Рафаэль Скасси,
итальянский дипломат, коммерсант.
(посетил Черкесию в 1811-м, 1828 гг.)
«Храбрость у черкесов – первая добродетель. У них воспитание направлено к тому, чтобы внушить величайшую храбрость, воздержанность, повиновение родителям и почтение к старикам».

К.О. Сталь
«Черкешенки любят славу и доблесть: молодость мужчины, его красота и богатство ничто не значат в глазах черкешенки, если ищущий ее руки не имеет храбрости, красноречия и громкого имени».

Хан-Гирей
«Справедливость требует сказать, что бескорыстное соблюдение приличия производит иногда у черкесов поступки истинно великодушные. Молодой дворянин, или какого ни было бы звания воин, готовый пожертвовать собой ради славы, догоняет неприятелей, сделавших неожиданный набег, и, несмотря ни на число их, ни на опасность, бросается на них, дерется и получает смерть или тяжелую рану…»

Исмаил Хубиев (Карачайлы),
карачаевский просветитель.
«Статьи и очерки. Вопросы атеистической работы
и борьбы с пережитками». Черкесск,1984. С.32
«Обычаи были особенно крепки у экономически более обеспеченных народов. К при-меру, Кабарда, которая всем горским народностям диктовала свои адаты, потому что землёй и скотом она была богата, а кабардинские лошади известны всему миру. И зажиточный горец, которому хотелось вращаться в «хорошем обществе», должен был обязательно ехать в Кабарду, иметь там друзей, бывать у них и принимать их у себя».

Ук.соч. С.32
«В Кабарде, Адыгее, Черкесии феодальный строй с его князьями, вассалитетом, с его дворянством различных степеней, в зависимости от хозяйственной мощности фамилии и ее связей, к моменту колонизации русским царизмом Кавказа достиг большого развития. Феодальная культура этих народов, хотя они сами оставались до Советской власти бесписьменными, весьма богата».

«В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм. Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом – воркхабза (т.е. соблюдение правил, обязательных для дворянина-ворка, но это имеет значение более широкое и принципиальное), – все это, развитое до тончайших мелочей, можно было видеть в старой дореволюционной Кабарде,…развитие этих обычаев дошло в Кабарде до своего логического конца…»

Ф Торнау
«Черкесы составляют лучшую конницу, какую мне встречалось видеть».

Лопатинский Л.Г.
«Адыге ищет опасности, так сказать из любви к искусству…»

В. Гатцук
украинский историк (начало ХХ в.)
«Города Канев, Черкасы, Чигирин основаны и населены касогами, и все сельское, хуторское, население по обеим берегам Днепра к югу от Киева состояло тогда из касогов. Приднепровские касоги зажили в мире с коренным населением – с славянами-полянами. Защищая себя и их (поляне были мирным, земледельческим племенем) от грозных врагов – монголов, все надвигавшихся с востока в последующие века, храбрые касоги «полили своей кровью днепровские берега», и быть может их храбрости и военной выдержке, которые они, живя между полян, передали и им обязан в значительной мере Запад тем, что поток монгольский не разлился далее берега Днепра. Общая опасность соединяет людей. Мало-помалу касоги-черкесы слились с полянами и образовали, вместе с ними, так называемое малороссийское племя. От них теперешние малороссияне получили те свои особенности, которые отличают чистый малороссийский тип от великороссиян – темный цвет волос и глаз, тонкие черты лица. Черкесы передали малорусам свою любовь к свободе, ненависть к так называемому «холопству». От них же заимствовали малорусы и общий характер одежды, домашней обстановки, прежнего своего вооружения. Если прислушаться к тому, как современные кабардинцы поют свои героические песни-былины, сродство черкесского племени с малорусским выясняется особенно ярко: тот же размер и ритм стихов, то же рифмование и такие же повышения и понижения голоса, какие слышатся в малорусских народных «думах».

Генрих Клапрот
«Их женщины обычно самые красивые на всем Кавказе. Однако я должен заметить, что повсеместное мнение, как будто бы они являются обитательницами турецких сиралей (гаремов), является необоснованным, так как черкесы чрезвычайно редко продают своих соплеменников туркам, обычно только украденных рабов… Женщины у черкесов не так ограничены, как у других азиатов».

Карл Кох
«С давних пор черкесские женщины прославились на всем Востоке своей красотой…
Но красота женского пола, издавна прославляемая, в полной мере заслуживает приписываемую ей похвалу. Кто хочет в наше время иметь понятие об изяществе, красоте, кто хочет видеть воплощенный идеал красоты классической, тот должен видеть Черкешенку. – Живые, полные огня, черные глаза, греческое очертание, очаровательная белизна лица, оттененная живым румянцем, носик несколько продолговатый, но без горбины, ротик со свеже-алыми губками, темно-русые волосы, разбросанные по плечам; полная высокая грудь; стройный стан; маленькие ножки – вот очерк красавицы гор!… Без сомнения, не все достигают сего образца Черкесских красавиц в изящном виде, но большая часть действительно отличается красотой пред прочими горскими племенами».

«… прежде всего любят лошадей, верных спутников черкесов на пути славы и чести. Они превосходны и дорого стоят на Кавказе. Черкесы так же, как и арабы, заботятся о чистоте кабардинской породы и не терпят ни малейшего отклонения от нее…»
Василий Немирович-Данченко

«… Высокие, стройные, гибкие, – они точно светлый след оставляли за собой. Их маленькие руки и ноги вдохновляли турецкого поэта, и до сих пор в городах Малой Азии, когда встречаются такие у мужчин и женщин, анатолийцы говорят: у них в роду черкешенка. Капля ее крови очищала целое поколение…»

«Гордые соколы и коршуны, эти рыцари-хищники, наотрез отказались исполнить требования русских. И как мы были правы со своей стороны, так же были правы и они. В самом деле, не идти же орлам в курятник, не сделаться же матерому горному волку домашним животным, смирным и трудолюбивым! Горцы решили умереть, защищая свои вершины».

Чарльз Дарвин
«При описании персиян старинный путешественник Чардин говорит: «Кровь их теперь крайне облагородилась вследствие частых браков с грузинами и черкесами, двумя нациями, которые превосходят все другие по красоте. В Персии едва ли есть один знатный человек, у которого мать не была бы грузинка или черкешенка».

Теофил Лапинский
«Турка, татарина, еврея и настоящего московита можно как угодно замаскировать европейцем, и все-таки чрезвычайно редко он сможет скрыть свое происхождение, но никто не заподозрит неевропейца в адыге, одетом в шляпу и фрак. Адыг несколько выше среднего роста, стройный и сильный по сложению, но более мускулист чем, крепок в кости. Они имеют большей частью каштановые волосы, прекрасные темно-синие глаза, маленькие стройные ноги. Чрезвычайно редко встречаются люди, которые имели бы телесные недостатки».

Эдриси
«Черкесская Матарха (Тмутаракань) цветуща, окружена полями, садами и вино-градниками. Князья ее отважны, предприимчивы и грозны. В городе происходят богатые ярмарки, куда стекаются из близлежащих и дальних стран».

Жан-Луи Гуро
«Большая книга лошади». Лозань-Париж, 2001г.
«Впервые в истории христианства Русская православная церковь канонизировала 10 пород лошадей, в том числе и кабардинскую породу в церкви Борисо-Глебска в 1856 году. Автор этой иконы художник Владимир Семенов (Иванович). В настоящее время картина икона находится в запасниках Третьяковки»

И.В. Мичурин
«Об изумительном богатстве старых черкесских садов мне известно давно. Дикие заросли плодово-ягодных растений Адыгеи представляют собой ценнейший исходный материал для селекционеров Кавказа».

П.М. Жуковский, академик
«… На Кавказе происходил очевидно бурный процесс эволюции культурной груши… Население с древнейших времен занималось прививками и отбором… Вряд ли Средиземье имеет приоритет в происхождении культурных форм груши; наоборот, все данные за то, что именно Кавказ явился ареной эволюции груши – как дикой, так и культурной… ни древность народов Греции, ни ее естественные грушевые ресурсы, ни опыт населения не могут идти даже в отдаленное сравнение с таковыми на Кавказе… В Средиземье баски знали о прививках раньше эллинов и научили им иберов. Но баски, возможно, связаны корнями с Кавказом, откуда и восприняли прививки. Родина прививок – Кавказ. Индия не знала их».

«… Дикая айва была одомашнена и эволюционировала в культуре за счет наследования приобретенных признаков. Большую роль здесь сыграли прививки. Одомашнение произошло на Кавказе, откуда она попала в Малую Азию в ту эпоху, когда там существовала хеттская конфедерация… от туда она попала к эллинам… Из Греции айва попала к римлянам… Северным путем айва проникла в Южную Россию, на Украину и в Крым – с того же Кавказа».

«… Местом происхождения домашней сливы надо признать Кавказ, где алыча и терн растут совместно и где натуральные гибриды их установлены многократно… Возникавший постоянно на Кавказе вид Pr. Domestica обратил на себя внимание древних земледельцев Кавказа и был одомашнен».

«Использование орешника относится к древнейшим временам… Древние народы Европы и Кавказа намного раньше прибегли к широкому использованию в пищу семян орешника, нежели народы Средиземья. Исходный материал, видовой и естественно-гибридный, попал в Средиземье в основном из причерноморских горных районов Кавказа и Понта».

Эд. Кларк,
английский путешественник, 1810г.
«Когда наступило утро, перед нами развернулось великолепное зрелище богатой страны… Нечто вроде Южного Уэльса или лучших частей Кента; изящные холмы, покрытые деревьями и плодородные долины, обработанные как сад».

В.А. Дмитриев
«Веками от побережья Черного моря до Кабардинской равнины шла селекция сортов проса, доведенная до появления таких сортов, которые способствовали улучшению почвы, истреблению сорняков и пр., имевших специфические свойства (одни не боялись птиц, другие засухи и пр.). Известно, что русские и украинские переселенцы на Черноморье неодобрительно отнеслись к мелким сортам проса, высевавшегося шапсугами, не зная, что это была культура, специально выведенная для того, чтобы посевы взошли до обычных в горах Западного Кавказа июньских дождей».

П.П. Короленко,
казачий историк
«Помню наш отряд под командою генерала Бабича в чудеснейшие дни лета, как саранча, передвигался к чудесным землям горцев и их на диво богатые нивы пшеницы, ржи, проса, кукурузы – ломом ложились под ногами солдат, лошадей, артиллерии; разбросанные причудливо хуторками аулы горели и своим дымом заставляли принимать только что вполне развившуюся листву окружающих деревьев неестественно бурый цвет».

Л.С. Личков
«В конце 30-х годов ХIХ в все побережье, с прилегающей к нему горной полосой, представляло тщательно разработанный оазис, где бок о бок с дикими неприступными скалами и вековыми лесами ютились прекрасные виноградники, зеленели роскошные нивы, расположенные местами на искусственных террасах, снабжаемых водой из нарочно устроенных каналов, оберегаемых от ливней искусственными водоотводами».

С. Васюков
«А давно ли, 40 с небольшим лет здесь, в горах, была блестящая черкесская культура. Горцы прекрасно умели возделывать зерновые растения, культивировать плодовые, производили хлопок и мед, причем последний в огромном количестве отправляли за границу. Веками выработанные предупредительные меры против лихорадки, этого действительного бича для русских, известны тем, кто интересовался черкесской культурой, плодами которой мы, к сожалению, не воспользовались и не сохранили, не поддержали того опыта, который эти люди оставили нам в наследие: то же должно сказать о фруктовых садах и горных дорогах – как те, так и другие заросли и одичали».

А.В. Кривошеин, начальник
переселенческого управления, 1903г.
«… русские крестьяне не скоро сумеют достичь того уровня, на котором вели хозяйство черкесы».

Орбелиани о разгроме персидских войск у Тбилиси в 1753 году:
«Врезались черкесы и, как кошек, рубили кизилбашей, сын правителя Большой Черкесии по имени Кургоко вторгся в ряды кизилбашских войск с таким видом, словно шел на пир. Он проявил такую львиную отвагу, что и перехвалить его нельзя. Там и все войско черкесское сражалось доблестно и хорошо поработало мечом».

Венгерский ученый Я. Рейннегс
«Объединенными силами они часто оказывали эффективную помощь Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ. Ни лезгины, ни чеченцы, никогда не отваживались предпринять что-либо враждебное по отношению к кабардинцам. За то, что последние освободили себя от ярма крымских татар и били их некоторое время, весь Кавказ боится их».

Турецкий историк писал про Черкесию и черкесов: «Та местность такая, что бой вспыхнет на поляне, а кончится в лесу и овраге; тот неприятель таков, что если хочет биться, трудно против него стоять, а если не хочет, трудно его настигнуть».

Рамазан Трахо
«Монголы никогда не проникали за Кубань, и черкесы не платили им дани».

В Египте во времена господства мамлюков, арабские историки по отношению к черкесам в качестве синонимов употребляли слова «люди» (аль-каум), «народ» (аль-джинс).

Например, описывая татарского эмира Алтунбугу аль-Кирмиша, арабский автор писал:
«Он имел только один недостаток – он не был из племени «людей»», то есть он не был адыгом.

Описывая черкесского эмира Тука аль-Джаркаси, хронист отмечал:
«Я не знаю ни одного другого достоинства, которое можно было бы приписать ему, кроме того, что он черкес и принадлежит к людям».

В. Минорский
«черкесы уважались в Сирии и Египте местным населением за свои древние обычаи».

Дж. Оджридж:
«До сих пор стоят почти все построенные ими (египетскими черкесами) великие памятники. Их очень много, но два памятника являются образцом их изощренного, декадентского и в то же время замечательного и чарующего вкуса в архитектуре – мечеть Муайад Шайха и мечеть Каитбая».

Черкесские воины отмечены в первой половине XV века в Эфиопии (Абиссинии).

арабский историк Макризи
«Он (правитель Эфиопии Хати Исаак) возрос в силе следующим образом: один из мамлюков эмира Бузлара, наместника Дамаска, преуспевающий в делах службы, известный как Алтунбуга Муфрик, стал наместником Куса в верхнем Египте. Затем он бежал в Абиссинию и поступил там на службу к королю. Он обучил его подданных искусству копейного боя и стрельбы из лука, и владению другими видами оружия. Затем один из черкесских мамлюков также присоединился к королю; он в Египте был начальником арсенала и он построил ему королевский военный завод».

Столица современного Судана Хартум основан черкесским военачальником Осман-пашой Джаркасом.

Из 24 генерал-губернаторов египетского Судана двенадцать были черкесами: Осман-паша Джаркас, Маху-бей, Ахмед-паша Абу Видан, Абд аль-Латиф Абдалла-паша, Рустам-паша, Али-паша Джаркас, Хасан-бей Саляма Джаркас, Муса-паша Хамди, Джафар-паша Садык, Исмаил-паша Айуб, Мухаммад Рауф-паша, Ала ад-Дин-паша Сиддик.

Столица Иордании город Амман основан черкесами-мухаджирами во второй половине XIX века.

Когда первые адыги-шапсуги появились в Аммане, здесь были только развалины старинного римского амфитеатра, а вокруг – пустыня. Постепенно обживая и благоустраивая эту негостеприимную местность, в непрерывной войне с бедуинами, черкесы сумели построить здесь цветущий город, ставший затем столицей Иордании. Адыги помогли эмиру Абдаллаху основать Трансиорданский эмират (современная Иордания). Именно черкесы, а не арабы, обеспечивали поддержку Абдаллаху в его движении за независимость Иордании.

Брюс Макей, английский историк

«Черкесы были союзниками Абдаллаха твердо и последовательно в тот период, когда судьба эмира, казалось, висела на волоске. Эмир Абдаллах никогда не забывал и об этом вспоминал много раз».

Другой англичанин отмечал, что «…черкесы были людьми заносчивыми, задиристыми».

Во время первой войны, в 1947 году в авангарде сконцентрированных на границе с Палестиной сирийских войск действовали кавалерийские соединения из черкесов.

Британский журнал «Parade» писал в то время о сирийских адыгах:
«Они воспитаны в демократическом духе. У них благородные традиции. Их храбрость в бою бесподобна. Они по своей природе конные воины и самые неустрашимые из народов Кавказа».

Сирийская газета «Аль-Аям» также поместила статью о черкесах, защищавших от израильских войск стратегически важную высоту Тель-Азизият:
«Потери не заставили дрогнуть и не приуменьшили сил черкесов. Это не в правилах народа, который с материнским молоком впитал в себя мужество, дети его привыкли плясать под свист пуль и грохот гранат и снарядов. Не раз они, отличаясь силой и мужеством и мстя за кровь, ставили сионистов в труднейшее положение. Эти бесстрашные воины так самоотверженно сражались, чтобы своей победой восславить родину, а в случае смерти своей кровью удобрить землю».

Корреспондент английской газеты спрашивал командира одного из убыхских отрядов:
«Чем объяснить неслыханную доселе дерзость и храбрость, проявленную убыхами в боях?».
Убых ответил: «Храбро дрались наши отцы там, на Кавказе, защищая свою родину. Но… проиграли войну. Мы потеряли самое святое, чем жив человек – Родину. И теперь нам остается только умереть».
«Так вы погибаете за интересы чужой страны?»
«Это неважно. Для нас главное быть честным перед самим собой и умереть на поле битвы честно, как подобает убыху. Так нас учили».

Б. Х. Бгажноков
в 1967 году во время оккупации Израилем Голанских высот в Сирии, там располагалось 14 черкесских аулов. Израильским войскам был дано указание удержать черкесов от переселения из зоны боевых действий и создать им нормальные условия для мирной жизни, однако все черкесы покинули свои дома и ушли. На вопросы израильских военных, что заставляет адыгов уходить с обжитых мест, старики неизменно отвечали: «Свобода. Жизнь в оккупации, какой бы хорошей она не была, не для нас. Мы, черкесы, никогда никому не покорялись».

Адыги сыграли важную роль и в подавлении палестинского мятежа в Иордании в 1970 году.
Только силами черкесов и бедуинов страна была спасена от гражданской войны и разгрома боевиками Ясира Арафата.
Даже сегодня, спустя столько лет, охрану иорданского короля Абдаллы бин Хусейна осуществляет черкесская гвардия.
В Иордании черкес является олицетворением государственной безопасности.

Многие адыги играли и играют важную роль в жизни Ближнего Востока, например,
Иззет Хасан Кандур – начальник генштаба иорданской армии, командующий силами безопасности Хашимитского королевства;
Ануар-Мухамед Исмаил – советник иорданского короля по военным вопросам, министр внутренних дел Иордании;
Мамдух Хамди Абаза – начальник генштаба военно-воздушных сил Сирийской Республики;
Тахсин Хамид Шурдум – заместитель министра обороны Иордании;
Ауни Мудар – главнокомандующий королевскими военно-воздушными силами Иордании, и многие другие.

М. Крушинский
Со временем пять черкесских князей стали более могущественными и богатыми. Все они обосновались в Подольском регионе Украины. Каждый год новые черкесские воины прибывали в Польшу, чтобы вступить в особые полки пятигорских казаков. Через несколько лет эти полки стали основной составной частью польской армии, вплоть до 1795 года, когда Польша была оккупирована и разделена Россией, Пруссией и Австрией. После смерти черкесских князей, основателей этих полков — и после потери Польшей независимости, общее количество черкесов сократилось и распределилось между польскими, украинскими и татарскими воинами. Однако полки сохранили свою черкесскую внешность и характерные черты: обычаи, оружие, тактику боя. Сегодня польские историки признают огромное влияние тех пяти князей на эволюцию польской армии.
«Когда 13 апреля 1572 года сильная турецкая армия атаковала польские войска в Молдавии, все польские части в панике покинули поле битвы и только Темрюк с его «пятигорским» полком остался и сражался до тех пор, пока польские отряды не вернулись и не остановили турок».

Столица Косово Приштина была основана адыгскими мухаджирами (переселенцами) во второй половине XIX века, и ранее называлась Черкеской.

Генерал Р. Фадеев в своих мемуарах отмечал:

«Боевая, испытанная, на все готовая 280-тысячная армия, с которой можно было разгромить весь материк от Египта до Японии, была на весах европейской политики обращена в ноль враждебной независимостью кавказского населения».

За время войны с Черкесией Россия успела аннексировать Польшу, Прибалтику и Финляндию, выиграть 4 войны с Турцией, нанести поражение Персии, разгромить армию Наполеона, захватить Крым, Дагестан, Чечню и Закавказье, уничтожить ногайцев, подавить казацкие восстания. Регулярная армия Российской империи, уступая по боевому духу и воинским качествам, превосходила черкесское ополчение только в двух вещах – в численности и вооружении. К сожалению, именно данные факторы сыграли решающую роль в этой войне.

Русско-Кавказская война – самая трагичная страница в истории черкесского народа.

Несмотря на такое ожесточение, характерное для сурового военного времени, адыги сохраняли благородство. История Русско-Кавказской войны знает много случаев, когда гибли в бою прославившиеся своей храбростью русские офицеры, и черкесы, проявляя уважение к их мужеству, посылали на похороны своих представителей; в честь павших три дня сохраняли перемирие и по павшему герою, несмотря на то, что он враг, устраивали у себя прощальные пиры. Этот рыцарский дух, который, по словам А.-Г. Кешева, «жил в их крови и отражался в их действиях», в конечном итоге обернулся против горцев.

Я. Абрамов писал:
«Во время продолжительной Кавказской войны среди русских войск приобрели заслуженную известность горские лекари, замечательно искусно излечивавшие раны, нанесенные огнестрельным и холодным оружием. Особенность этого лечения составляло то обстоятельство, что горские лекари не производили хирургических операций, а довольствовались терапевтическими методами. Многие русские офицеры предпочитали лечиться у горских лекарей, а не у наших хирургов, и никогда не раскаивались в том. К глубочайшему сожалению, приемы лечения горских лекарей остались без научного обследования и, по-видимому, искусство горских лекарей погибло для науки».

Автор книги «Проделки на Кавказе» Е. Хамар-Дабанов:
«Воля ваша, я люблю их дикую честность! Возьмите черкеса, разберите его как человека – что это за семьянин! Как он набожен! Он не знает отступничества, несмотря на тяжкие обряды своей веры. Как он трезв, целомудрен, скромен в своих потребностях и желаниях, как верен в дружбе, как почтителен к духовенству, к старикам, к родителям! О храбрости и говорить нечего – она слишком известна. Как слепо он повинуется обрядам старины, заменяющим у них законы! Когда же дело общественное призывает его к ополчению, с какою готовностью покидает он все, забывает вражду, даже месть и кровомщение!»

Related posts

Leave a Comment